Архитектура

Вполне понятное стремление архитектора к созданию выразительной и богатой отделки здания нередко приводит к механическому украшению фасадов набором из разного рода деталей, карнизов, весьма вычурных профилей, различных вариаций ордеров, сложных раскреповок и т. д. За последнее время стало модным украшать нижние части здания не иначе, как гранитом, а по верху высоких парапетов устанавливать сложные архитектурные детали (обелиски, шары, балясины и т. д.). Такими атрибутами, например, украшен сверх всякой нормы жилой дом на Садово-Триумфальной улице, возведенный несколько лет назад в Москве по проекту В. Мунца и В. Асса. Архитектор А. Горбачев на верху своего нового дома по 1-й Мещанской ул. (Москва) вначале установил 13 обелисков, которые затем пришлось снять ввиду их явной неувязки с другими декоративными формами.

Подобных примеров украшательства в архитектуре можно привести немало.

Архитектура, как и всякое искусство, требует от мастера развитого чувства меры и тонкого художественного вкуса; чем меньше в произведении лишнего, логически не оправданного, тем оно выше по своим художественным качествам. Это вовсе не означает, что совсем должно быть исключено декоративное оформление фасадов как средство, помогающее и подчеркивающее выразительность архитектуры.

Дело лишь в том, чтобы это средство не было пошлым, излишним, рассчитанным лишь на внешний эффект. В связи с этим нельзя не вспомнить замечательное, глубоко правдивое высказывание М. И. Калинина по вопросу о красоте в архитектуре и необходимости борьбы с вычурностью и претенциозностью.

М. И. Калинин б 1943 г. писал: В основу строительства жилых домов должен быть положен принцип удобства для живущих в них, чтобы эти дома были не только хороши снаружи, но и внутри удобны для жилья, а общественные здания — практически пригодны для предназначенных целей.

И при этом следует избегать всяческих выкрутасов.

Социалистическое строительство должно быть целеустремленным, но не вычурным и не претенциозным.

Комментарии запрещены.