Изучение русской народной архитектурной керамики

Изразцы, расписанные цветными глазурями, сохранились с XVII в. до нашего времени и являются памятником керамического дела, начатого в Московском государстве в XVI в. Изразцы делались из красной глины и покрывались синей, голубой, красной, желтой, зеленой и белой глазурью. Неповторимые по красоте и техническому совершенству майоликовые и мозаичные облицовки, равных которым не знает Западная Европа, сохранились в сооружениях многих народов Советского Востока. История архитектуры показывает, что архитектурная керамика является национальным строительным материалом многих народов Советского Союза и напоминает нам о блестящих примерах сочетания в одной и той же постройке керамики с другими материалами (камнем, металлом и Др.). Изучение русской народной архитектурной керамики позволило нам раскрыть оригинальные способы ее применения — повторение одного удачно найденного мотива в различных частях постройки, — что может быть творчески использовано с учетом массовой заготовки керамических архитектурных деталей.

Примером такого применения могут послужить блестящие образцы русских изразцовых уборов на фасадах XII в., где одна и та же форма изразца создавала в различных поворотах и сочетаниях совершенно новые архитектурные формы. Приводим три варианта применения одинаковых фигурных изразцов в вертикальном и горизонтальном положении: два первых варианта венчают наличники Крутицкого терема в Москве, третий (с промежуточным включением прямоугольного изразца) находится в оконном наличнике в Звенигороде.

Приведенный пример красивого и экономичного решения в керамике может иметь несомненное значение в отношении применения керамических, каменных и бетонных деталей для массового строительства в нашей стране. Массовые архитектурные детали заводского изготовления, применяемые для наружной и внутренней облицовки, поступают на строительство в совершенно готовом для монтажа виде.

Комментарии запрещены.