Наружная облицовка зданий

Любое возводимое сооружение стремятся обычно декоративно украсить, с тем чтобы его обнаженная конструкция не производила на наш глаз грубого, неприятного впечатления, как, например, каменный монолит, обработанный в виде цилиндра и ничем не украшенный. Ясно, что он в зависимости от того или другого назначения в сооружении может быть в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении.

Но если этот цилиндр снабжен капителью и базой и соответственно офактурен, то назначение его в здании становится вполне определенным — это колонна. Также понятно будет и назначение кронштейна, поддерживающего карниз или фронтон, расположенный над оконным проемом.

Архитектурные формы не только выявляют конструкцию здания, но и подчеркивают ее размеры и вид примененного материала.

Правильная пропорциональность частей здания, соотношение масс, умелое применение декоративных материалов, уместное расположение скульптурных и лепных украшений имеет первостепенное значение. Некрасивые пропорции оконного и дверного проемов, тяжелый карниз и т. п. нельзя улучшить никакими декоративными украшениями.

Наоборот, красивые пропорции, тщательная обработка архитектурных форм в здании сами по себе удовлетворяют наш глаз и могут быть хороши даже без декорирования. Весь комплекс облицовки или отделки, каждая архитектурная деталь, как бы она ни была мала, неотделимы от общего замысла сооружения.

Именно по деталям определяется уровень мастерства в отделке, почерк архитектора и почерк мастера отделочных работ. Нередко богато оформленный фасад приводит к перенасыщению в декорировке и не украшает сооружение, а, наоборот, снижает его художественные качества.

Часто бывает и так: чтобы скрыть идейную бедность и недостатки архитектурного замысла и мастерства, подменяют красоту красивостью, а целесообразность — украшательством, а ведь высокое мастерство неотделимо от простоты и сдержанности.

Замечательный русский критик В. В. Стасов, говоря об украшательстве и орнаментистике в архитектуре, указывал, что это не продукт творчества, а только результат холодного перекладывания и перетаскивания линий и форм, ничего общего не имеющих с подлинным строительным искусством.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.